Улики налицо
Мошенница сделала пластическую операцию, но попалась из-за своего возлюбленного, не пожелавшего менять внешность
Эта история начиналась как детектив. 26-летняя скромная служащая банка Екатерина Ипатова пропала в сентябре 2010 года. Телефон оказался отключен. Дверь съемной квартиры никто не открывал. Родственники уже бегали в панике едва не по потолку, когда к ним приехали следователи. Оказывается, Катю подозревали в том, что она перевела 170 миллионов рублей со счетов клиентов банка своим сообщникам.
Сюжет вырисовывался интересный.
За несколько месяцев до исчезновения девушка познакомилась с предпринимателем Александром Ивановым, который занимался в Екатеринбурге продажей ювелирных украшений. Но этого ему показалось мало. Поэтому Иванов вместе с двумя приятелями задумал ограбление века с баснословным кушем. Поучаствовать в криминальном приключении 42-летний Александр предложил и своей новой знакомой, сотруднице Сбербанка. Тем более что ей согласно сценарию отводилась главная роль. Екатерина согласилась.
По просьбе Иванова Ипатова несколько месяцев копировала данные о счетах юридических клиентов банка. И наконец в сентябре 2010 года благодаря специальной компьютерной программе, которую разработали ее подельники, перевела 170 миллионов рублей на созданные под эту аферу секретные счета. Кстати, банда специально снимала средства только с крупных счетов компаний, а не физических лиц, чтобы пропажа денег не обнаружилась сразу.- Дальше мошенники с помощью фиктивных документов и банковских операций обеспечили перевод денег на расчетные счета подконтрольных фирм, - объясняют оперативники.
Когда все похищенное было поделено, каждый участник группы получил по 42 миллиона рублей. На этом мошенники решили разбежаться и затаиться до того времени, когда все забудут об ограблении века. У Екатерины к тому времени закрутился бурный служебный роман с Александром Ивановым. Поэтому парочка решила скрываться от правосудия вместе. Правда, за рубеж современные Бонни и Клайд отправиться не рискнули. К этому моменту их уже объявили в федеральный розыск, а с поддельными документами это слишком опасно. Выбрали Санкт-Петербург, где Александр Иванов уже открыл через подставных лиц небольшую фирму.
Но сидеть целыми днями дома в планы Ипатовой не входило, поэтому она первым делом нашла себе пластического хирурга, который до неузнаваемости изменил ее лицо. А вот Иванов на пластику не решился - просто сменил прическу. На этом и погорел. Его, входящего в кафе с какой-то брюнеткой, узнал по ориентировке сотрудник полиции. За парочкой установили наблюдение. Вскоре стало понятно, что брюнетка - не кто иная, как Екатерина Ипатова. Влюбленных повязали в тот день, когда девушка снова устроилась на работу в банк.
Сообщникам уже предъявили обвинения. Причем Екатерине светит даже больше, чем Александру. Кроме статьи «мошенничество в особо крупном размере», Ипатовой грозят три года за разглашение сведений, составляющих банковскую тайну.
КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Хирург - последний свидетель
Похоже, пластические операции как способ скрыться от полиции вновь входят у преступников в моду. Недавно, например, в Москве задержали уроженца Чечни, который несколько лет скрывался после получения по поддельным документам в одном из коммерческих банков кредита на 89 миллионов рублей. По решению суда он заочно был приговорен к 6 годам заключения. Но предпочел лечь под скальпель, измениться. И все равно его поймали, как только он пошел на новое дело.
Таких случаев все больше. Неудивительно, что депутаты Госдумы подняли вопрос о том, чтобы обязать пластических хирургов сообщать в полицию о фактах перекраивания своей внешности. Неужели теперь даже нос не поправишь без того, чтобы полиция не узнала?
Так Екатерина Ипатова выглядела до операции (слева). А так (справа) - после. |
- Обязать пластических хирургов сообщать конфиденциальные сведения о пациентах неэтично, - считаетпластический хирург Юрий Иншаков. - На мой взгляд, розыск преступников с измененным лицом - не такая уж актуальная проблема. Тем более что их вычисляют, несмотря на пластику.
- Преступников опознают не только по внешности, но и по отпечаткам пальцев. Хотя сегодня пластические хирурги научились стирать рисунки на пальцах, линии потом все равно восстанавливаются, - объясняетСергей Самищенко, доктор юридических наук, эксперт по дактилоскопии. - Опознать преступника можно и по анализам крови на ДНК - недавно у подозреваемых стали в обязательном порядке брать образцы ДНК.
А вотпластический хирург Александр Тепляшинподдерживает идею депутатов:
- Сведения о сделанной пластике помогут ловить преступников. Возможно, надо сообщать не обо всех сделанных пластических операциях, а о случаях, когда человек просит изменить его до неузнаваемости.
- А к вам обращались с подобными просьбами?
- Да. Но я отказывался. В первую очередь из соображений безопасности. Ведь ты будешь последним, кто видел этого переделанного человека, а свидетеля обычно убирают...
Кстати, подозревают, что знаменитого пластического хирурга Евгения Лапутина убили именно из-за того, что он был в курсе, как изменился кто-то из крупных воротил после операции. Врача зарезали недалеко от клиники в сентябре в 2005 году. Преступление так и не было раскрыто...
- При сегодняшней доступности услуг пластической хирургии для преступников изменить внешность не проблема, - подтвердил «КП»психиатр-криминалист Михаил Виноградов. - Правда, криминальные авторитеты чаще всего не меняют лицо. Поменяет внешность - потеряет себя. Насильники, разбойники, даже убийцы тоже редко прибегают к помощи пластики. Ради разового преступления мало кто с этим будет заморачиваться. Зато мошенники, совершающие крупные экономические преступления, - частые клиенты пластических хирургов. Ведь чтобы попасть в доверие к банку или предприятию, они долго изображают кипучую деятельность, неоднократно приходят в офис, ведут переговоры. Их все видят, их лица фиксируют камеры. А потом, провернув аферу, мошенники исчезают.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Врачи прятали и киллеров, и политиков
- С давних времен в целях конспирации прибегали к смене внешности благодаря хирургическим вмешательствам, - рассказал «КП»бывший контрразведчик Игорь Атаманенко. - Известен факт, как чилийскому политику Луису Корвалану так виртуозно переделали лицо, что его реально принимали за другого человека. Только вот пластический хирург Института красоты Шмелев, который делал Корвалану операции, позже умер на своей даче от жестокого избиения…
Одним из первых пластическую операцию сделал еще в 30-х годах американский мафиози Джон Диллинджер, который грабил банки с 17 лет. Он отсидел свое. А потом обратился к хирургу, который вылепил ему новое лицо. Это позволило Диллинджеру годы оставаться непойманным. Он продолжал грабить банки. Лишь после того как раскололи пластического хирурга, стало ясно, кого искать...
Печально знаменитый российский киллер Александр Солоник дважды делал пластические операции. Первый раз - для того чтобы удалить татуировку, а заодно убрать и родинку на лице, второй раз - чтобы трансформировать лицо. Изменившись до неузнаваемости, Солоник два года жил под именем Владимира Кесова в Греции, где был убит в 1997 году другим киллером - Александром Пустоваловым.
Александр Малышев по кличке Малыш, самый известный в 90-х годах бандит Петербурга, перебрался в Германию и пустил слух о своей смерти. Потом женился на даме из Бразилии, взял ее фамилию и также сделал пластику лица. Но Интерпол вычислил, что криминальный авторитет Малыш и Алехандро Ланчас Гонсалез - один и тот же человек.
Главарь тамбовской преступной группировки Игорь Рыгин бежал в Грецию, где жил по паспорту убитого Андрея Семенова, изменив свою внешность с помощью пластических хирургов «под Семенова». Но полиция Афин вычислила преступника и депортировала его в Россию.